Васнева Анна Владимировна Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад комбинированного вида 10 "Солнышко" пос.Анджиевский Минераловодского района

проектная деятельность группы

Проект

 

Экспериментирование как способ развития исследовательской активности удетей старшего дошкольного возраста 

 

Сегодня нашему обществу нужны людиинтеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющиепринять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такойличности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальныеформы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованывсе органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать,понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если этобезопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает каксубъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность,которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Экспериментирование является основным видомориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно.Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности впериод дошкольного детства, основу которой составляет познавательноеориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основевозникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности,направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнеепоисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тембыстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельностьпринципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели,определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуетсянеопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковуюдеятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяетребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственныхнаблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческийхарактер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции,стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно:специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цели и задачи проекта

Цели:

1.  Создание условий для формирования основного целостного мировиденияребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

 3.   Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

 4.  Создание предпосылок формирования у практических иумственных действий.

Задачи:

1.        Расширятьпредставление детей о физических свойствах
окружающего мира:

-        знакомитьс различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

-        знакомитьс основными видами и характеристиками движения
(скорость, направление);

2.        Развиватьпредставления об основных физических явлениях
(отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3.                    Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температуравоздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое,газообразное их отличие друг от друга; воздух -его давление и сила; почва-состав, влажность, сухость);

4.                    Расширять представление об использовании человеком факторов природнойсреды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворениясвоих потребностей;

5.                    Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6.                    Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7.                    Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведениифизических экспериментов;

8.                    Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Актуальность проекта:

Малыш – природныйисследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личныхощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёноквидел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большимколичеством элементов действительности он располагает в своём опыте, темзначительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологическойнауки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательныхинтересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики,призванной воспитать личность, способную к саморазвитию исамосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видомдеятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, чтодеятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, вседетские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательнойактивности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современномэтапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума иформирует на их основе устойчивые познавательные интересы черезисследовательскую деятельность.  

Для дошкольникахарактерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно детипознают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, нои черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к еепониманию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно инадолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основаноактивное внедрение детского экспериментирования в практику работы детскихдошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на созданииусловий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самихдетей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы«как?» и «почему?»

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детскогоэкспериментирования

(исследовательские центры, центры игровойдеятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта попроблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме(дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планированияэкспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивостипознавательного интереса ребенка.

Форма работы

    занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

           Занимаясь с дошкольникамиэкспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является неприобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного,эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотногоповедения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно большеразных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятныхдля ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес кобъектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, чтов окружающем мире все взаимосвязано

Условия для формирования эксперимента

Создаются условия для формирования основцелостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

·         Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

·         Формируются основы целостного мировидения у детей через детскоеэкспериментирование.

·         Обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей,формируются базисные основы личности ребенка.

·         Расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности удетей дошкольного возраста.

·         Формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразиеокружающего мира.

·         Формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

    Формирование основцелостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности впроцессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

-будет осуществляться последовательныйсистемный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.

-более эффективно будет осуществлятьсясотрудничество педагога и ребенка.

-педагог во взаимоотношениях с детьмибудет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.

-создана соответствующая возрасту и требованиямпредметно-развивающая среда.

Основные принципы детского экспериментирования:

Связь теории с практикой Развивающий характер воспитания и обучения. Индивидуализация и гуманизация образования. Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности                     дошкольников     Целостность и системность обучающего процесса. Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество

Успешность эксперимента:

·         Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям ивзрослым.

·         Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, аготовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность кинтеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами посебе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы былаатмосфера лаборатории.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детскоеэкспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментированиепронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия,прогулку, сон.  Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первуюочередь с такими, как наблюдение и труд.  Наблюдение является непременнойсоставной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляетсявосприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить ибез эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы несвязано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичныевзаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например,обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, ноэкспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

   Указанные связи двусторонние.С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создаетблагоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование,особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательностии формированию трудовых навыков.

Очень тесно связанымежду собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается навсех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методикии хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умениичетко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведениеопыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л.Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речинапрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К.Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаряребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности,углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления» .Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простомуманипулированию словами.. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэтШакеримКудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь».

   Так, дети, когда пытаютсяболее точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать.Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Ониучатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту илипризнавать правоту своего соседа.

 Связь детскогоэкспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чемсильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будетзарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чемглубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнееон передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видовдеятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрироватьувиденное.

   Также имеется связьэкспериментирования с формированием элементарных математических представлений.Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическимпредставлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментированиесвязано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, смузыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. 

    Обобщая немногочисленныйматериал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, чтоэкспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательскойдеятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельностиребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса кцеленаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видомдеятельности в обучении.

Организация и условия экспериментальнойдеятельности дошкольников в ДОУ. 

   Работая в дошкольномучреждении мы  стремимся искать новые подходы для интеллектуальногоразвития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активноепроникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогунеобходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Однимиз перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детскоеэкспериментирование, который относится к познавательно-речевому развитию.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.   Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенокслышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано  внедрение детскойопытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ.

В процессе организацииопытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующихзадач:

*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворениедетской любознательности.

*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез,классификация, сравнение, обобщение);

*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способовпроверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть егокрасоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведенииопытов и экспериментов.

*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессеэкспериментирования.

           В условияхнашего ДОУ мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:

     *  во - первых, в характере решаемых задач:они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в - третьих, они практически безопасны; в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.   

        Опыты помогаютразвивать мышление, логику, творчество ребёнка,            позволяют   наглядно показать связи между живым и неживым вприроде.

         Элементарные опыты,эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которогодошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственномвосприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаютсянадолго.

           Экспериментыможно классифицировать по разным принципам:

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; сживотными; с объектами неживой природы; опыты, объектом которых являетс

5 июня 2019 в 21:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.